Версия для слабовидящих Обычная версия сайта

Учим понимать речь

 Если ребёнок в возрасте 2 -4 лет говорит мало и у него нет речевого подражания, не следует донимать его словами: «повтори, скажи, назови». Задача взрослых заключается в том, чтобы научить малыша воспринимать, понимать и реагировать на слова взрослого. На первых порах придётся даже прибегать к неоднократным повторениям – наберитесь терпения. Итак, сначала научите ребёнка показывать того, кого вы назвали: «Покажи где мама, папа, бабушка» и т.д. А если ребёнок, кроме этого, называет родных, отметьте это радостным одобрением, несмотря на то, что эти слова могут быть искажены, например: «Ма» (мама), «Дя» (деда), «Тятя» (Таня).

Предложите показать на фото близких ребёнку лиц, части лица и тела у родных, у себя, на кукле.

В процессе игр, общения с ребёнком он должен хорошо усвоить названия игрушек и окружающих его предметов. Чаще просите ребёнка совершать разнообразные действия с ними: раскладывать их в указанные вами места («Поставь машину в гараж»), передавать другим лицам («Отнеси Лене карандаши»), использовать так, как вы его просите («Положи платочек в карман») и др.

Проверьте, умеет ли ребёнок показывать знакомые ему предметы на картинках, в книжке. Для этого положите перед ним не более 4-х карточек с изображением  отдельных предметов и попросите показывать по очереди названный предмет. Сложнее будет задание показать  на картинке в книжке все игрушки, а затем только те, которые есть у малыша (потом – те игрушки, которых у него нет).

Позднее хорошо проводить с ребёнком игры-загадки о хорошо известных ему игрушках. «Покажи на картинке (принеси, дай) игрушку: он круглый, мягкий, может прыгать, скакать, его можно катать, бросать» и ребёнок должен отгадать, что это мяч.

Положив перед малышом 3-4 знакомых предмета или их изображения, предложите: «Покажи то, из чего будешь пить чай. Дай мне то, чем ты ешь кашу и суп. Возьми то, чем чистишь зубы». Если ребёнок при этом назовёт предмет, похвалите его, каким бы ни было это «слово»: отдельный слог, звук, звукосочетание или просто жест.

Теперь можно приступать к работе над пониманием названий действий (глаголов) и вопросов, связанных с ними.

Рассматривая сюжетные картинки, рассказывайте их содержание (кто что делает). После попросите малыша показать на картинке действие («Покажи, кто читает книгу, кто рисует, кто пляшет, кто поливает цветы».)

Научите детей понимать вопросы: кому? у кого? чем? с кем? на чём? и др., например: «Покажи, на чём сидит кукла, с кем танцует мальчик…».

 Ваш малыш не любит слушать стихи?  Вот советы, которые постарайтесь учесть.

 Не увлекайтесь длинными текстами, насыщенными сложными, незнакомыми ребёнку словами. Это ведёт к перегрузке ребёнка информацией, и ему не интересно слушать. Но даже если ребёнок, как кажется взрослому, и слушает - не факт, что всё понимает. Возможно, ему просто нравится ритм в этом стихотворении. Старайтесь подбирать красочно иллюстрированные тексты с ясным, простым содержанием. Стихотворение не должно превышать 4-6 строк. Для этих занятий подходят стихи А.Барто для маленьких детей: «Мишка», «Зайка», «Бычок», «Наша Таня» и др.

Не бойтесь читать один и тот же текст по нескольку раз, но с перерывом во времени, например, через 2-3 дня. При повторном чтении задайте вопросы по тексту, предложив показать или сказать (словом, звукосочетанием), одобряя любое высказывание малыша. Например, после  прочтения стихотворения А.Барто «Машина»

Нет, напрасно мы решили

         прокатить кота в машине.

                   Кот кататься не привык –

                   Опрокинул грузовик.

задайте вопросы: Кого катали в машине? На чём катали кота? Понравилось ли это коту?..

Обыграйте эту ситуацию с игрушками, вновь читая стихотворение. Хвалите ребёнка, если он начнёт договаривать за взрослым некоторые слова или окончания слов, пусть даже по-своему.

Учитель-логопед МБУ Центр «Леда» Завалейкова Е.С.

Регистратура

Оставьте онлайн-заявку на посещение
центра

Записаться

Вконтакте

Подпишитесь на новости и общайтесь друг с другом

Вступить в группу

Интерактив

Оцените качество работы Центра, заполнив анкету

Приступить

На нашем сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы остаётесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.